Корзина

История дорожного строительства

Автодорожному строительству предшествовала прокладка гужевых дорог с минимальным покрытием (гати, слани) на топких местах и болотах. Остатки таких дорог обнаружены при археологических раскопках в районе Ивангорода, на Горбуновских болотах у Нижнего Тагила. По времени создания они относятся к III тысячелетию до нашей эры.

Дорожная служба на постоянной основе с необходимой инфраструктурой на Руси была организована еще в XIII веке, когда появилась ямская гоньба со штатом ямщиков, станциями для смены лошадей и ремонта повозок (ямами), Ямским приказом в Кремле с руководителем – доверенным лицом царя. Но только к середине XVII века был издан первый нормативный документ, регламентирующий требования к строительству и содержанию дорог, – «Книга Большого чертежа» с картой («Чертеж всему Московскому государству»).

Однако истинным началом дорожного дела в России многие специалисты считают период царствования Петра I, учредившего при Камер–коллегии и Высшей дирекции Правительствующего Сената должности «земских комиссаров», отвечавших за надлежащее состояние дорог. При нем же было начато строительство дороги Москва – Санкт–Петербург, сданной в эксплуатацию в 1746 году, с покрытием и искусственными сооружениями через рельефные и водные преграды.

Должное внимание уделялось и организации дорожного движения. Например, царский указ от 3 января 1683 года определял меры наказания извозчика за «резвую» езду вплоть до «бития батогами (палками) и ссылки на вечное поселение». Последующие указы, изданные уже в следующем веке, определяли меру наказания не только возницам, но и владельцам экипажей. Были организованы специальные караулы для регулировки движения.

В начале XIX века в России появились первая шоссейная дорога, первые светофоры и первая дорожная разметка. Наращивание сети дорог с покрытием шло очень неравномерно: если в середине XIX века в год строилось 260 верст, то с началом строительства железных дорог темпы резко упали. В результате к началу XX века страна имела всего 17 тысяч верст шоссейных дорог. Сеть гужевых дорог достигала 730 тысяч верст. Стимулом к развитию дорог стало появление в конце ХIХ века первых отечественных автомобилей.

В канун Первой моровой войны Министерство путей сообщения выступило с программой создания в России каркаса основных магистралей для последующего развития обширной сети шоссейных дорог. Но реализовать эти планы не удалось. На протяжении 20-х годов прошлого века дорожные работы носили в основном восстановительный характер.

Первая пятилетка положила начало автомобилизации России. Главной задачей дорожных организаций того времени была борьба с бездорожьем. В тридцатые годы прокладка дорог велась высокими темпами, дорожные объекты объявляли ударными стройками. Особое внимание уделялось строительству дорог с усовершенствованными, асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями, протяженность которых к 1941 году составила более 7 тысяч километров. Общая протяженность дорог с твердым покрытием на тот период времени составила 67,8 тысячи километров.

С началом военных действий дорожное строительство в прифронтовых районах было подчинено задачам боевых операций, а в тылу – обеспечению доставки всего необходимого для фронта. Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны № 163 от 15 июля 1941 года было сформировано большое количество дорожных воинских частей. Ни одна операция в ходе войны не проводилась без участия специалистов автотранспортной и дорожной служб, воинов дорожных соединений.

В период Великой Отечественной войны было отремонтировано, восстановлено и построено свыше 1 миллиона погонных метров мостов, проложено более 5 тысяч километров дорог с твердым покрытием. Подвиг дорожников увековечен в монументе, установленном на 71–м километре автомагистрали М–1 Москва – Минск.

После войны выполнялась задача по восстановлению и реконструкции автодорог. Всего за 10 лет – к 1955 году – удалось увеличить протяженность дорог с твердым покрытием до 200 тысяч километров. В последующие десятилетия осуществлялась комплексная программа преобразования обширных территорий страны (освоение целинных и залежных земель, газовых и нефтяных месторождений Западной Сибири, строительство ГЭС и т. д. ). И везде, где эта программа воплощалась в конкретные дела, строились дороги.

Важной вехой в развитии отрасли стало создание в 1969 году Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР. Тогда же началась разработка генеральных схем развития сети автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения, а также схемы развития автодорог местного значения. В тот период ежегодно строилось до 11 тысяч километров новых автодорог. Наиболее крупные объекты, построенные в те годы, – трассы Москва – Рига, Ленинград – Мурманск, Москва – Волгоград и ряд других.

Но распад СССР, смена социально–экономической модели государственного устройства, безусловно, сказались на дальнейшем развитии дорожной отрасли. Сокращение финансирования привело к ухудшению состояния федеральной дорожной сети, не говоря уже о региональных и местных дорогах. В менявшихся условиях шел поиск новых путей привлечения финансовых ресурсов в дорожное хозяйство.